О проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

79 от 05.10.2010
Скачать (72 Кб)




Администрация Сеготского сельского поселения
Пучежского муниципального района
Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 05.10. 2010г №79-п
с.Сеготь

О проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов
и иных документов в целях выявления в них положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции

В целях организации деятельности администрации Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений

п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Временный порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 1).
2. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 2).
3. Специалисту Стрежневой М.А., администрации сельского поселения в месячный срок разработать методические рекомендации по вопросам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4. Специалисту Стрежневой М.А., администрации сельского поселения в течение месяца после принятия данного постановления организовать изучение Временного порядка и методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
5. Применение Временного порядка и Методики проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов и иных документов на коррупциогенность начать с 01.10.2010 г.

Глава администрации Г.В.Сорокина

Приложение 1
к постановлению Главы администрации
Сеготского сельского поселения
Пучежского муниципального района
от 05.10.03.2010 г. N 79

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих
созданию условий для проявления коррупции

1. Общие положения

1.1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов решений Совета депутатов Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района, постановлений главы администрации поселения, разрабатываемых специалистами администрации поселения (далее - проекты документов).
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится по соглашению юридической службой администрации Пучежского муниципального района, (далее – юридическая служба), юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утверждаемой главой администрации Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района (далее - Методика).

2. Независимая экспертиза на коррупциогенность

2.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими лицами и физическими лицами, прошедшими в Министерстве юстиции Российской Федерации аккредитацию в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
2.2. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
2.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, учредителями которых является администрация Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района - разработчик проекта документа.
2.4. Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, устанавливаемый специалистом администрации поселения - разработчиком проектов документов, не может быть менее 3 и более 10 дней.
2.5: По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется администрации поселения - разработчику проекта документа по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
2.6. Специалист администрации поселения - разработчик проектов документов при направлении проекта документа в юридическую службу администрации Пучежского муниципального района в сопроводительной записке приводит информацию о независимой экспертизе на коррупциогенность проекта документа с указанием:
- организации (организаций), проводившей(их) экспертизу;
- выводов экспертизы (каждой из проведенных экспертиз, если в независимой экспертизе участвовали две и более организации);
- своей позиции как разработчика документа в отношении каждого из указанных в заключениях по результатам независимой экспертизы положений, предположительно создающих условия для проявлений коррупции
- либо об отсутствии представленных в установленные сроки заключений независимой экспертизы на коррупциогенность.
К проекту документа прилагаются все поступившие экспертные заключения с сопроводительными письмами организаций, физических лиц, проводивших независимую экспертизу на коррупциогенность.

3. Экспертиза на коррупциогенность, проводимая по соглашению юридической службой администрации Пучежского муниципального района

3.1. Экспертиза на коррупциогенность осуществляется по соглашению юридической службой администрации Пучежского муниципального района при проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района, постановлений и распоряжений Главы администрации поселения, разрабатываемых специалистами поселения, при подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов.
3.2. Результаты экспертизы на коррупциогенность, оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам юридической и правовой экспертизы проектов документов.
3.3. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта документа .
4. Экспертиза на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов

4.1. Экспертиза на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов организуется и проводится по соглашению юридической службой администрации Пучежского муниципального района по графику, а также независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
4.2. График экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов раз в полгода утверждается Главой администрации Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района по представлению координационного совета при Главе администрации Сеготского сельского поселения Пучежского муниципального района по противодействию коррупции (дапее -Совет).
Нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации о их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
4.3. Результатом проведенной экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов являются выявленные в нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с Методикой в виде подготавливаемого по ее итогам заключения.
4.4. Заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность, проведенной по соглашению юридической службой администрации района и независимыми экспертами, действующего нормативного правового акта рассматриваются специалистами администрации Сеготского сельского поселения, ответственным за разработку данного документа.
Специалист администрации поселения готовит в установленном порядке предложения о внесении в нормативный правовой акт, прошедший экспертизу на коррупциогенность, изменений, обеспечивающих устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, о чем докладывает председателю координационного совета при Главе администрации поселения по противодействию коррупции.

Приложение 2

к постановлению Главы администрации
Сеготского сельского поселения
Пучежского муниципального района
от 05.10.2010 г. N79

МЕТОДИКА
проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

1. Общие положения

1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность
2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органа местного самоуправления (его должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органом местного самоуправления (его должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органа местного самоуправления (его должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органа местного самоуправления (его должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органа местного самоуправления (его должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органом местного самоуправления (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органа местного самоуправления (его должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органа местного самоуправления (его должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органом местного самоуправления (его должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органа местного самоуправления (его должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органа местного самоуправления (его должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органа местного самоуправления (его должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органа местного самоуправления (его должностных лиц).

 

Дата создания: 18-04-2013
Дата последнего изменения: 29-02-2016
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: